Алексей Ремыга: «Игра – это возможность поэкспериментировать с решением определенного рода сложностей»
- Вкладка 1
В этом году в школе GAIDPARK-ЗИМА много игр, и сегодня вы будете проводить игру «Модель правительства». Как возникла идея именной этой игры и вообще идея, что надо играть в такого рода игры?
Свою первую игру вместе с коллегами по проекту «Полис» мы сделали три года назад в Омске. Мотивация с нашей стороны была такая, что среди всех активностей, которые мы делали – лекции, дебаты, дискуссии, – не хватало чего-то игрового. Вдобавок все мы любим настольные игры, все мы отчасти игроманы в плане азартности. И мы подумали, почему бы не попробовать сделать что-то одновременно и про дебаты, и про настольные игры, но чтобы это было злободневно и интересно с точки зрения политэкономии и устройства государства. Мы тогда еще сами пытались разобраться, насколько сложно дается работа органов власти – в данном случае правительства. На стыке всего этого осенью 2016 года мы написали первую игру, попробовали, всем понравилось. С тех пор периодически, два-три раза в год мы придумываем какие-то игры. И играем в них, не повторяясь. То есть каждая игра по сути уникальна. Она отыгрывается и больше не трогается. Только одну игру мы играли два раза, а во всех остальных случаях придумывали различные кейсы.
Это модель правительства России? Или это в принципе какое-то абстрактное правительство? Знаю, иногда играют в ООН.
Мы как раз пытались отойти от модели ООН и сконцентрироваться на моделировании в большей степени органов исполнительной власти. Конечно, зачастую мы говорим не про абстрактные правительства, а про правительство России. Но ситуации, кейсы, которые мы придумываем, не всегда имеют отношение к реальности. В том плане, что это могут кейсы исторические. Например, мы как-то играли по Временному правительству 1917 года, и вроде бы каждый кейс внутри игры был подкреплен историческим бэкграундом, но в итоге получалась какая-то фантасмагория. Тогда мы решили, что исторические кейсы точно больше делать не будем. Играли по России-2079, и Россия к 2079 году была очень хорошей развивающейся страной. Иногда получается смоделировать работу правительства, наиболее приближенную к современной действительности, задействовать какие-то министерства, которые сейчас существуют, но нам интереснее про будущее, добавить фантазии, потому что это все-таки игра. Иначе, если это слишком завязано на реальность, получается не модель правительства с точки зрения свободы размышления, а копирование действующей модели. Не игра, а пародия. А нам все-таки хотелось бы не пародировать, а сделать автономную модель правительства, которая сама выдавала бы какой-то независимый, интересный результат.
Но также мы пару раз делали абсолютно не связанные с правительством игры. В прошлом году на зимнем Гайдпарке я проводил игру про необитаемый остров. То есть это не модель правительства какого-то государства и вообще не модель правительства. Это – про сообщество, про умение договариваться. В итоге это одна из моих самых любимых игр, потому что в ней была заложена достаточно большая свобода участников на определение собственных действий. Главная задача была – спастись с острова путем побега. Но в процессе участники решили никуда не убегать, а создать протогосударство, а потом совершили переворот. Это достаточно интересный результат. Потому что в игре об этом нигде не сказано. То есть люди сами, договариваясь, приходят к таким решениям.
А почему просто не поговорить серьезно на эти темы? Что добавляет игровой элемент?
Я думал об этом и сделал для себя ряд выводов, в чем преимущество игры. Это касается не только модели правительства, но и игровых технологий в целом. В современном мире люди достаточно часто исполняют какие-то социальные роли: студент, коллега, муж, жена и так далее. Эти роли накладывают на человека необходимость следовать определенным нормам поведения и формируют системы сдержек и противовесов внутри человека. Суть игры в том, что человек детерминируется внутри некой системы координат, ему дают какое-то определение, кто он, но в большинстве случаев игроки рассуждают так: я же все равно просто могу быть самим собой и показать какие-то свои преимущества или недостатки, а если что, сказать, что это у меня роль такая. Поэтому я очень сильно рекомендую играть в такие вещи с друзьями, с коллегами, с партнерами по проектам, потому что это достаточно хорошо показывает людей. Такой человеческий аспект игры, самый интересный для меня как наблюдателя.
А кроме того, с содержательной точки зрения, игра позволяет расшевелить фантазию, раскрыть творческий потенциал, искать нестандартные пути решения. К сожалению, возможно, такова природа, и люди часто допускают те же ошибки, что допускают органы власти. Но при этом иногда бывают какие-то очень интересные решения с точки зрения коммуникаций и поисков идей, особенно когда игры касаются будущего. Возможно, потому что никто не знает будущего, у людей меньше внутренней ответственности, и, соответственно, можно немножко расслабиться. Ничего на тебя не давит. И это отличная разминка для мозгов и возможность поэкспериментировать с решением определенного рода сложностей. Я уверен, что если в реальной жизни нужно будет в коллективе, где есть конфликт интересов, решить какую-то задачу, то человек уже будет знать нюансы, на которые стоит обратить внимание, будет понимать, как расценивать поведение игроков и как в принципе себя вести.
А нет опасения, что люди не захотят играть в модель правительства, потому что какова вероятность, откровенно говоря, что кто-то из них окажется когда-нибудь в реальном правительстве?
Ну, во-первых, может быть, это я такой идеалист, мечтатель и так далее, но я все-таки убежден, что если очень сильно захотеть, то можно и горы свернуть. А во-вторых, мне кажется, что к этой игре нужно относиться не как к тому, что мы сейчас научим вас быть чиновниками. Когда люди садятся играть в какие-нибудь игры, посвященные «Игре престолов», они же тоже знают, что им никогда не суждено будет занять железный трон.
Но ролевые игры – это немного другая история.
Да, идея, которая заложена внутрь механики, безусловно, важна. Но, как правило, хорошие игры от плохих отличает не содержание, а процесс. И, наверное, не то чтобы трудность, но очень важная задача для организаторов таких игр – попытаться донести вот эту мысль, что мы в большей степени осуществляем какое-то интересное действо. А то, что это модель правительства, – на самом деле, можно заменить на что-то другое. Это просто история про то, как какое-то количество человек находится в конфликте с самими собой, со своими соседями, со всеми подряд, и им всем нужно договориться о каком-то решении. Можно было бы назвать модель: «Договорись со всеми своими друзьями». То, что тут сценарий в большей степени политэкономический, философский, – нам просто интереснее эта сфера, где дискуссия наиболее яркая и где она сейчас не очень ведется публично. Но должна же она вестись хоть где-то. Пускай будет в играх.
Не получали ли отзывы, что это инфантилизм? Нет чтобы заняться реальными делами.
По поводу другой своей деятельности я не раз слышал про инфантилизм, а в отношении игр, честно говоря, как раз такого не помню. В декабре прошлого года мы делали модель правительства на Общероссийском гражданском форуме. И это была не наша идея, не мы стучали во все двери – проведите, проведите. К нам обратились с тем, что это круто, это классно. И, наверное, для нас это было достаточно большой мотивацией, потому что, когда это все начиналось в далеком 2016 году, я проговаривал этот момент. Вот мы делаем это просто для себя, для какого-то своего маленького сообщества, а как прикольно было бы проводить игру в другом городе. Так, собственно, и получилось. Прошло чуть больше двух лет. И если нас куда-то приглашают, – а сегодня, например, мы здесь, – наверное, в этом что-то есть, причем не только для нас. Потому что Общероссийский гражданский форум и Гайдпарк — это крупные мероприятия, которые очень долго готовятся, и готовят их профессионалы. Если они сказали, что надо делать, значит, наша задача понять, что надо делать, и делать.
Вы сказали, что, когда сужается реальное поле для публичного обсуждения, появляется место для обсуждения играх. Есть ли какая-то тенденция, что люди стали больше играть в такого рода игры – не ролевые, а именно проблемные?
Я несколько лет слежу за отраслью, у меня есть знакомые, которые этим занимаются, и кажется, что вектор развития идет в сторону увеличения. Растет количество участников, количество площадок, количество решаемых вопросов, растет уровень. Соответственно, можно сказать, что да. Если считать еще и дебаты – а это тоже очень близко к моделированию, – тем более. Но тенденция ли это, реакция ли на какие-то процессы в обществе или же просто показатель эффективности людей, которые этим занимаются, я сказать не могу. Мне кажется, что и то, и другое. Потому что люди, которые занимаются играми, по мере нарабатывания опыта все лучше понимают, как привлекать больше людей. Но хотелось бы верить, что количество заинтересованных людей тоже увеличивается.
Был какой-нибудь неожиданный инсайт, озарение, когда в ходе игры вы поняли что-то такое, чего не поняли бы в обычной жизни?
В прошлом году на Гайдпарке, когда мы проводили игру про необитаемый остров, был мой лучший друг, с которым мы знакомы почти двадцать лет. Он поклонник «Мафии», но в такого рода игру играл впервые. И он подговорил всех устроить государственный переворот на острове. То есть он думал, что договорился со всеми нужными людьми. И вот участники пытаются понять, уезжать с острова или выживать здесь, а он встает и спокойным голосом говорит: «Мы объявляем государственный переворот». Такая верхушка пирамиды Маслоу про самореализацию на острове, где по сюжету нет еды. И люди, с которыми он договаривался, не встали. Я не помню, что с ним сделали – кажется, отстранили от игры голосованием. А я в очередной раз убедился, что знаю своего друга.
Но тут важно еще и то, что он вроде бы договорился, а не самом деле – нет.
Да. То есть это про умение не только выступить и донести свою позицию, но и договориться до чего-то. И непонятно, то ли ты плохо договариваешься, то ли люди испугались. Потом на разборе я объяснял, что нужно задуматься: мы часто считаем, что люди, с которыми мы договорились, поступили неправильно. Но это они поступили неправильно – или вы неправильно донесли мысль? А может, вообще был выбран неподходящий момент? Может, не тем нужно было заниматься? Соответственно, это помогает научиться чувствовать происходящее, что ли. Такая дипломатия, которая может пригодиться и на бытовом, и на более высоком уровне.