«Идентичностей много, и самое интересное – как мы переключаемся с одной на другую, как манипулируем ими и как они манипулируют нами»
- Вкладка 1
Я – социолог и занимаюсь исследованиями города. Изначально, начиная с 90-х годов, я занимался исследованиями этничности и этнической идентичности в городе, а последние лет десять занимаюсь городскими исследованиями – не только академическими, но и прикладными, в том числе консалтингом. Я также очень много работаю с людьми из других профессиональных областей, связанных с темой города – прежде всего, с архитекторами, но также с представителями бизнеса и девелоперами. Последние два-три года активно работаю с проектами, связанными с партиципаторным бюджетированием и с другими видами партиципации, когда жителей города включают напрямую в процесс принятия решений – начиная с распределения части бюджета и заканчивая такими вещами, как соучаствующее проектирование. В частности, проектами благоустройства, к которым жители подключаются на этапе создания и далее вплоть до воплощения идеи.
Могу сказать, почему решил включиться во все это во второй раз. Я много участвовал в разного рода мероприятиях, и совсем от немногих из них в итоге остается положительное ощущение. В этой школе мне очень понравилось работать и с командой организаторов, и с самим ребятами – я видел очень хорошую отдачу, и в целом был очень хороший эмоциональный климат. И сама школа проходила с положительными ощущениями, и такие же впечатления остались от нее в конце.
Что касается предстоящей школы, мне прежде всего интересна ее тема, сюжет, связанный с идентичностью. Это то, с чего я начинал свою профессиональную социологическую карьеру и что мне в принципе кажется очень важным. У нас принято считать, что идентичность – это что-то, с чем, грубо говоря, рождаются и живут, и эта точка зрения сегодня доминирует. Та точка зрения, которой придерживаюсь я, не так типична и популярна. Я считаю, что идентичность – это то, что создается, конструируется, производится людьми в огромном количестве ситуаций. Идентичностей много, и самое интересное – как мы переключаемся с одной на другую, как мы их пересоздаем в конкретном контексте в каждой конкретной ситуации, как мы манипулируем ими и как они манипулируют нами. Вот эту точку зрения, может быть, мне бы хотелось донести до участников школы и про эти сюжеты поговорить с ними. Надеюсь, что другим тоже будет интересно про них послушать и каким-то образом над ними поработать.