«Такие места странным образом вдохновляют и тех, кто учится, и тех, кто учит»
- Вкладка 1
По образованию я социолог, выпускница Европейского университета в Санкт-Петербурге, и большую часть жизни работала социологом в разных полевых исследованиях. Последние два, например, были связаны со следующими темами. Первый, совместный с коллегами из Берлина (ЦНСИ-Берлин и Мемориал-Берлин), был посвящен детям репрессированных – тех советских граждан, кто оказался в ГУЛАГе, и тех граждан Германии, кто был отправлен из ГДР в Советский Союз, на Воркуту. Второй – исследованию жизни приграничных сообществ, людей, объединенных не только пространством, но и границей национальных государств. Исследование проходило на российско-украинской границе. Сейчас я заместитель декана на факультете сравнительных политических исследований Северо-Западного института управления, филиала РАНХиГС в Санкт-Петербурге, и занимаюсь, в основном, организацией учебного процесса.
В прошлом году организаторы Гайдпарка позвали меня на вечерние дебаты школы в качестве члена жюри, и я увидела, как это реально работает. До этого момента я, конечно, слышала отзывы коллег, смотрела фотоотчеты и слушала рассказы о том, как волшебно проходит время на Гайдпарках. Но в прошлом году я собственными глазами увидела, как интенсивно на школе развиваются таланты и как формируются устойчивые (надеюсь) социальные сети. На самом деле, сейчас у меня чувство ностальгии, потому что я помню свою первую школу, на которую я поехала будучи студенткой третьего курса. Это было десять лет назад, но с этими людьми мы общаемся до сих пор. Мы ездим друг к другу на конференции, у нас масса пересекающихся учебных и исследовательских проектов, и я понимаю, что ни одна студенческая группа, ни один кружок по интересам не позволяет построить именно такую профессиональную сеть, которую можно суметь сохранить в течение жизни.
Мне захотелось поучаствовать в этой школе еще и потому, что такие места странным образом вдохновляют и тех, кто учится, и тех, кто учит, дают огромное пространство для жизненных и исследовательских изменений. Мне кажется, что, отвечая на те вопросы, которые, очевидно, будут задаваться на школе и способствуя чьему-то развитию, очень сильно развиваешься сам. Совершенно точно сказано – чтобы чему-то научиться, надо кого-то попробовать этому научить.
Я не знаю, чем именно смогу быть полезна участникам, поскольку, думаю, у них будут очень разные интересы. По-моему, я достаточно опытна в сфере социологических исследований и могу рассказать, как они выстраиваются и как проводятся, как можно получить доступ в сложное поле, как анализировать полученную информацию, чем интервью качественное, сфокусированное, глубинное, биографическое отличается от обычного разговора, почему можно (или почему нельзя) пить с информатами, что такое полевая этика и какие тут существуют формальные неформальные правила. И думаю, все это важно не только социологам или антропологам, но также историкам, журналистам, политологам и всем, кто занимается изучением общества. Мне кажется, эта школа – просто отличное место и время, и я готова вливаться в коллектив и стараться быть полезной всем, чем я могу быть полезна в этой ситуации.