«Мы не сможем ничего сделать, если не договоримся»
- 1
Дарья Димке
научный сотрудник исследовательского центра «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге
Мне кажется, одна из ключевых проблем того, что происходит сейчас и что происходило с нашим обществом в последние 20 лет, связана с тем, что у нас нет навыков публичного говорения. То есть навыков говорения в целом и навыков дискуссии в том смысле, какой в нее вкладывают, например, в англо-саксонских странах. Или в том смысле, который когда-то вкладывали в нее древние греки. Мы не умеем слушать. У нас нет выстроенной системы аргументов и нет понимания, какой аргумент можно приводить, а какой нельзя. У нас нет представлений о регламенте, то есть о правилах, которые нельзя нарушать, если мы хотим, действительно, выслушать друг друга, дать место каждому и что-то поменять. Этому нигде не учат. Это катастрофа. И пока этому не начнут учить, видимо, меняться что-то в стране, в которой мы все живем, будет очень медленно. Вы можете посмотреть встречи оппозиции, вы можете посмотреть заседание Госдумы, вы можете случайно попасть на встречу собственников жилья – везде будет одно и то же. Люди не то что не хотят приходить к консенсусу, они просто не могут, потому что они не понимают, как это вообще бывает. Поэтому все вопросы решаются не то что не сообща, они, собственно, вообще не решаются. И самое любопытное, что эта проблема – проблема неумения говорить об общем – не дала договориться людям в Перестройку, а потом в 90-х. Есть ощущение, что все наши проблемы связаны с тем, что мы друг друга просто не видим и не слышим.
Например, в американских школах навыки дискуссии прививают детям с самого-самого начала. У нас этого нет вообще. То есть практически нигде. Поэтому мне кажется, то, что происходит здесь, чрезвычайно важно, чрезвычайно интересно для меня лично и профессионально, поскольку одна из сфер моей занятости – это как раз попытка привить навыки публичного общения при встречах муниципальных чиновников, горожан и депутатов. То есть научиться создавать какое-то общее пространство, где у них получится не подраться, не оскорбить друг друга, а договориться. Потому что – очевидная вещь, я всегда ее говорю, чтобы не забыть самой, потому что все очевидные вещи ускользают – мы все находимся физически в одном пространстве, буквально в одной стране, иногда в одном дворе и одном доме. Мы не сможем ничего сделать, если не договоримся. То есть все, что нас тревожит – плохие детские площадки, ужасная система здравоохранения, высокая смертность, плохое образование, – так с нами и будет, пока мы не поймем, что никто, если не мы, и никак, если не совместно.
Артем Герасименко
основатель Urban Street, 14, Global Shaper at World Economic Forum
Я человек, не имеющий экономического образования, и политология – это тоже не то, что я изучал. Изучал я инженерное дело и работал так или иначе всегда в историях, связанных с инфраструктурой и социальной тематикой, но не в плане теоретизации, а именно в плане каких-то практических решений – работа с командами с целью развития молодежных сообществ, сообществ местных жителей, соседских групп, укрепление связей, помощь в нахождении каких-то общих интересов, общих целей и постепенное их достижение. Не диктуя сверху какое-то свое видение, свою волю, а скорее помогая группам раскрыть некие, не очевидные им самим изначально цели и возможности. Когда я понял, что, в принципе, задача куратора в рамках школы идентична, я с радостью согласился – люблю работать с молодежью. Для меня участие в работе школы в роли куратора – это одновременно возможность вложить те знания, которые я получил в своем предыдущем опыте, и увидеть ту молодежь, на которую возлагаются большие надежды в плане будущего нашей страны.
Я много занимаюсь спортом, и в определенный момент я понял, что есть очень четкое разграничение на показатели. Есть выносливость – и есть скорость. Совершенно разные вещи. Ты можешь быть очень быстрым, но не выносливым. Или ты можешь быть выносливым, но плестись где-то в конце. И когда в первый и второй день я увидел ребят, быстро реагирующих, собирающихся, группы, команды, мнения, презентации – весь этот процесс, мне многие показались очень быстрыми. И я подумал, что, наверное, в периоде трех-четырех-пяти дней невозможно поддерживать такой темп. Но все работает совершенно не так. Им удается сохранять темп. И это история про то, что, выкладываясь на полную, люди получают результат, который для них является отражением вложенных усилий. Если кто-то не победил, то завтра необходимо работать еще усерднее. Уверен, что все, кто хотел и кто был настроен на получение максимального опыта, так или иначе его получат. Смогут ли они осознанно транслировать его? Скорее всего, через какое-то время придет осознание того, насколько все-таки это было важно и нужно. Нам остается наблюдать, радоваться и продолжать вкладываться в их развитие и максимизацию их опыта от этого процесса.
Сергей Шелин
колумнист информационного интернет-портала «Росбалт»
Мне дал совет поработать куратором Борис Грозовский, и, поскольку это интересный экспириенс, я согласился. Чему я могу научить? Видите ли, я не ученый человек, у меня есть только практический опыт – опыт участия в различных политических дебатах в те поры, когда все это было живой жизнью. А сейчас только здесь, может быть, увидишь некое подобие обучения тому, что люди спорят, пытаются сформулировать какие-то общественно значимые подходы и эти подходы конкурируют в открытой борьбе на этой площадке. Так что, с одной стороны, я с ностальгией смотрю на это. С другой, с интересом наблюдаю за людьми нового поколения, которые, на самом деле, входят в жизнь, почти не имея того общественного опыта публичной политической жизни, который имели люди предыдущих поколений – те, кто становились взрослыми 10-15 годам раньше, чем они. Так что все это вместе взятое что-то дает мне, а чем-то я могу поделиться и с ними, вот такой обмен.
Мне кажется, что, поскольку именно этим людям рано или поздно предстоит принимать решения и поскольку эти решения будут иметь общественный и политический смысл, им нужно научиться воспринимать какие-то приказы, модели, планы не как составление неких бюрократических бумаг или технократические манипуляции, а как решения, в которых нужно убедить людей – как широкие массы, так и узкий верхний класс, тех, кто сам принимает решения. Я хочу и пытаюсь поделиться с ними своим опытом и некоторыми знаниями в этой сфере. Может быть, это смешно звучит, но я думаю, что они могут достаточно быстро этому научиться. С той поправкой, что здесь, конечно, отобраны люди достаточно образованные, грамотные. И у многих такая, что ли, общественная жилка и готовность воспринять новое. И некое такое предчувствие будущего. Мне нравится.
Павел Демидов
Эксперт Комитета гражданских инициатив
Мне кажется, что это вообще очень успешный формат – погружение. У всех ребят, которые приезжают к нам, конечно, есть в университетах свои преподаватели. Но эти преподаватели приходят раз в неделю, раз в две недели. У них зачастую нет возможности провести с ребятами много времени и передать им не только знания, но и компетенции, умения. Это требует постоянного, с семи утра до семи утра совместного времяпрепровождения, когда вы говорите обо всем: о книжках, которые читаете, о том, кем видите себя в будущем, о стране в 2030 году. Именно такое полное погружение вместе, в одной подводной лодке, позволяет ребятам расти каждый день. Мы ежедневно видим их на дебатах, и мы видим, как происходят изменения. Что-то они принимают не сразу. Что-то они принимают сразу, но это не их, и они отказываются. Это как раз процесс научения. Они учатся такому огромному количеству вещей, что, может быть, что-то сразу мы и не увидим. Они расширяют горизонты. И то, что они в итоге возьмут, я думаю, вообще будет таким хорошим постпроцессом, который у них будет на протяжении нескольких недель и месяцев, когда они будут открывать в себе какие-то новые умения. Мы здесь просто чуть-чуть надавили на эти точки, как в китайской медицине, – и вроде ничего нет, а все заработало.
Вообще самое ценное в общении с людьми – это то, что ты все время узнаешь что-то новое. Просто в силу себя самого, того, насколько ты открыт, ты можешь многому научиться у человека. Может быть, как-то лучше себя выражать, лучше объяснять, лучше говорить. Может быть, ораторским каким-то вещам. А может быть, это будет совершенно не связано с коммуникацией. Потому что людям надо уметь слушать других людей. Не говорить, а слушать и думать по-разному. В этом смысле, отлично, что у нас четыре куратора, каждый из которых думает по-своему. Они приходят к ребятам, ребята говорят: «Нет, мы не привыкли, мы не хотим так, нас уже научили, мы знаем, как надо». Нет. Потому что думать надо по-разному. Если вы привыкли думать в одном направлении, то вполне возможно, что в какой-то жизненной ситуации этого вам не хватит. А если вы умеете перенастраиваться и думать по-разному, смотреть на жизнь с разных точек зрения, вы становитесь гораздо более конкурентоспособными, если говорить на экономическом языке, и успешными, если говорить с точки зрения просто психологии и жизненной траектории.